Как согласовываются профили рисков?
Приложение N 17
к Временной инструкции о действиях должностных лиц
таможенных органов при реализации системы
управления рисками
Структура листа согласования проекта профиля риска и листа согласования
предложений об актуализации или отмене профиля риска
1. Регистрационный номер проекта профиля риска или предложений об актуализации или отмене профиля риска.
2. Уровень таможенного органа (ФТС России, РТУ, таможня), разработавшего проект профиля риска или предложения об актуализации или отмене профиля риска.
3. Код и наименование таможенного органа, разработавшего проект профиля риска или предложения об актуализации или отмене профиля риска.
4. Сокращенное наименование подразделения таможенного органа, разработавшего проект профиля риска (в соответствии с Классификатором структурных подразделений) или предложения об актуализации или отмене профиля риска.
5. Ф.И.О, телефон и адрес электронной почты (при наличии) должностного лица таможенного органа, разработавшего проект профиля риска или предложения об актуализации или отмене профиля риска.
6. Дата и время выпуска версии проекта профиля риска или предложений об актуализации или отмене профиля риска.
7. Описание статусов, присвоенных проекту профиля риска или предложениям об актуализации или отмене профиля риска:
- наименование статуса;
- дата и время присвоения статуса;
- Ф.И.О. должностного лица, присвоившего статус (с указанием подразделения и таможенного органа);
- сведения о принятом решении (комментарий к присвоенному статусу);
- замечания (при согласовании с замечаниями).
8. Информация о должностных лицах таможенных органов, подписавших проект профиля риска либо предложение об актуализации или отмене профиля риска.
9. Примечание.
Лист согласования подписывается начальником координирующего подразделения (в Управлении рисков и оперативного контроля ФТС России - начальником отдела координации и аудита применения системы управления рисками либо заместителем начальника Управления рисков и оперативного контроля ФТС России, курирующим деятельность отдела координации и аудита применения системы управления рисками) или лицом, его замещающим.
Приложение N 18
к Временной инструкции о действиях должностных лиц
таможенных органов при реализации системы
управления рисками
Особенности применения отдельных мер по минимизации рисков,
содержащихся в профилях рисков
I. Особенности применения мер по минимизации рисков с кодами "604" - "612"
(принятие структурными подразделениями таможни решения
при проверке таможенной декларации)
1. Уполномоченное должностное лицо в случае выявления при совершении таможенных операций рисков, индикаторы которого содержатся в профилях рисков, предусматривающих необходимость принятия решений структурными подразделениями таможни при проверке таможенной декларации:
1) обеспечивает формирование полного комплекта документов, указанных в описи к ДТ (далее - комплект документов) (в том числе путем запроса и получения документов у декларанта);
2) незамедлительно с использованием специальных программных средств формирует направление для принятия решений (далее - Направление) по структуре и составу сведений, приведенных в приложении N 19 к Временной инструкции;
3) регистрирует Направление с использованием специального программного средства посредством присвоения регистрационного номера и занесения записи в журнал регистрации направлений для принятия решений (далее - Журнал регистрации Направлений), структура которого приведена в приложении N 20 к Временной инструкции;
4) в срок не более 15 минут с момента формирования Направления (формирования полного комплекта документов, указанных в описи) отправляет с использованием специального программного средства Направление, ДТ и комплект документов в координирующее подразделение таможни с одновременным уведомлением координирующего подразделения таможни путем передачи телефонограммы либо с использованием иных оперативных каналов связи. При декларировании товаров в электронной форме ДТ и комплект документов передаются в электронном виде (либо используются должностными лицами координирующих подразделений путем предоставления им доступа к электронному архиву зарегистрированных ДТ на уровне таможенного поста/отдела таможенного оформления и таможенного контроля). При декларировании товаров в письменной форме в координирующее подразделение таможни направляются копии ДТ с комплектом документов (при этом согласно порядку, установленному начальником таможни и обеспечивающему в том числе сохранность таможенной декларации и комплекта документов, допускается направление в таможню указанных документов иным способом, а также направление оригиналов указанных документов вместо их копий).
2. Уполномоченное должностное лицо таможенного органа при формировании с использованием специального программного средства Направления проставляет в нем номера профилей рисков (выявленных), содержащих меры по минимизации рисков с кодами "604" -"612", которые подлежат применению в соответствии с примечаниями к ним.
3. Если в координирующее подразделение таможни направляются оригиналы таможенной декларации и прилагаемых документов, в описи документов, прилагаемых к таможенной декларации, делается запись о сдаче и приеме с указанием фамилии и инициалов уполномоченных должностных лиц, даты и времени их приема и передачи.
4. Уполномоченное должностное лицо координирующего подразделения таможни:
1) принимает и фиксирует в соответствии с порядком ведения делопроизводства уведомление таможенного поста, полученное по оперативным каналам связи, об отправлении в координирующее подразделение таможни Направления с использованием специального программного средства;
2) в случае передачи Направления и комплекта документов в электронном виде проверяет факт их поступления в специальном программном средстве и комплектность;
3) в случае передачи Направления и копий декларации с комплектом оригиналов документов либо направления в таможню копий декларации с комплектом документов иным способом, а также при направлении оригиналов указанных документов вместо их копий проверяет комплектность документов согласно описи к таможенной декларации, фиксирует результаты проверки комплектности пакета документов в специальном программном средстве, посредством которого передаются Направления.
Факт поступления, а также дата и время поступления бумажных носителей в координирующее подразделение таможни фиксируется в специальном программном средстве.
В случае выявления факта поступления неполного перечня документов, указанных в описи, уполномоченное должностное лицо координирующего подразделения формирует с использованием специального программного средства уведомление на таможенный пост о необходимости направления недостающих документов.
Специальное программное средство сохраняет историю всех уведомлений и факта поступления запрошенных документов.
5. После получения Направления уполномоченное должностное лицо координирующего подразделения таможни формирует в специальном программном средстве уведомление о принятии Направления на рассмотрение с отметками о комплектности документов и очередности рассмотрения Направления, заверяет уведомление электронной подписью и в соответствии с имеющимися в нем отметками о необходимости принятия структурными подразделениями таможни решений передает Направление с комплектом документов для принятия решения в соответствующие структурные подразделения таможни с использованием специального программного средства (при декларировании в электронной форме) либо в установленном порядке ведения делопроизводства (при декларировании в письменной форме).
При декларировании товаров в электронной форме передача Направления, ДТ и комплекта документов допускается следующими способами:
1) одновременно в несколько структурных подразделений таможни. Структурные подразделения таможни, которым одновременно передано Направление, имеют доступ к его просмотру, а также ДТ и прилагаемому комплекту документов, при этом внесение соответствующих записей по Направлению возможно только после принятия решения структурным подразделением, которое первым приступило к его рассмотрению;
2) поочередно от одного структурного подразделения таможни к другому по мере принятия решений.
Способ передачи Направления, ДТ и комплекта документов в структурное(ые) подразделение(ия) и очередность прохождения комплекта документов по структурным подразделениям таможни определяется уполномоченным должностным лицом координирующего подразделения таможни в каждом конкретном случае и фиксируется в Направлении.
Передача Направления, ДТ и комплекта документов в структурные подразделения таможни в определенной последовательности (очередности) также допускается в случае декларирования товаров в письменной форме.
6. Порядок передачи комплектов документов (при передаче бумажных носителей) внутри таможни между структурными подразделениями, а также меры по недопущению несвоевременного и неполного представления комплектов документов определяет начальник таможни.
При отсутствии отдельно разработанного порядка контроль за соблюдением установленных сроков передачи и комплектности документов с таможенного поста в координирующее подразделение таможни обеспечивается начальником таможенного поста, а при передаче документов между другими структурными подразделениями таможни - начальником координирующего подразделения таможни.
7. Если в ходе рассмотрения Направления с комплектом документов структурными подразделениями таможни возникла необходимость истребовать у лица, подавшего ДТ, дополнительные документы и сведения, то соответствующий запрос о необходимости предоставления дополнительных документов и сведений, формируемый в порядке, установленном правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, заполняется в специальном программном средстве и незамедлительно, но в срок не более 10 минут после заполнения, направляется такому лицу. При этом запрос содержит обоснование необходимости представления дополнительных документов или сведений.
Cформированный запрос заверяется электронной подписью.
8. Документы и сведения либо информация об отказе в их представлении после направления лицом, подавшим ДТ, поступают к должностному лицу структурного подразделения таможни, инициировавшему их запрос (минуя координирующее подразделение таможни).
9. Принятие решения при проверке таможенной декларации производится уполномоченными должностными лицами структурных подразделений таможни путем внесения текста принятого решения (заключения) в Направление и заверения его своей подписью. При декларировании товаров в электронной форме текст заключения вносится в создаваемый электронный документ "Решение по Направлению, принятое структурным подразделением таможни" с использованием специального программного средства с проставлением электронной подписи.
Принятие решения по отдельным видам документального контроля производится уполномоченными должностными лицами структурных подразделений таможни на основе имеющихся документов и сведений, а также результатов применения мер по минимизации рисков (за исключением случаев, если для принятия решения структурному подразделению необходимы результаты таможенного досмотра (осмотра).
Текст заключения (принятого решения) в Направлении должен содержать четкие, подробные и исключающие двоякое толкование решения должностных лиц таможни с указанием порядка дальнейших действий (по соответствующему направлению, в том числе со ссылкой на правовые акты) при проверке документов и сведений в ДТ и комплекте документов, фактическом контроле товаров, принятии решения о выпуске.
Контроль за решениями, указанными в Направлении, обеспечивают начальники структурных подразделений таможни, принимавших решения по Направлению.
10. После принятия решений всеми структурными подразделениями таможни (в соответствии с отметками о необходимости принятия решений структурными подразделениями таможни, имеющимися на Направлении) Направление с соответствующими отметками о принятых решениях уполномоченных должностных лиц, заверенных подписью (электронной подписью при декларировании товаров в электронной форме), возвращается в координирующее подразделение таможни в установленном порядке ведения делопроизводства (с использованием специального программного средства при декларировании товаров в электронной форме). Должностное лицо последнего из подразделений таможни, участвующих в принятии решений, уведомляет координирующее подразделение о факте принятия решения по ДТ.
Если уполномоченное должностное лицо структурного подразделения не приняло решение, требуемое в соответствии с профилем риска, и/или не отразило его в Направлении в соответствии с настоящим порядком, то уполномоченное должностное лицо координирующего подразделения возвращает Направление в структурное подразделение для принятия соответствующего решения.
Уполномоченное должностное лицо координирующего подразделения таможни проверяет наличие заключений и подписей (электронных подписей) всех подразделений таможни, делает в Направлении отметку о снятии его с контроля с обязательным проставлением подписи (электронной подписи) и направляет его по оперативным каналам связи (с использованием программного средства при декларировании товаров в электронной форме) на таможенный пост, совершающий таможенные операции, с одновременным уведомлением таможенного поста телефонограммой или по иным оперативным каналам связи.
11. После получения из таможни Направления с отметками о принятых уполномоченными должностными лицами структурных подразделений таможни решениями уполномоченное должностное лицо таможенного поста, осуществляющее документальный контроль ДТ по соответствующим направлениям, обеспечивает исполнение указанных решений.
Решение, указанное в Направлении, обязательно для исполнения уполномоченными должностными лицами таможенного поста.
12. Если профилем риска предусмотрено одновременно проведение таможенного досмотра (осмотра) и принятие решения структурными подразделениями таможни при проверке таможенной декларации, то данные меры по минимизации рисков осуществляются вне зависимости друг от друга.
Если для принятия решения структурному подразделению таможни требуются результаты таможенного досмотра (осмотра), то уполномоченное должностное лицо такого структурного подразделения сообщает об этом уполномоченному должностному лицу таможенного поста посредством использования специального программного средства, а также по оперативным каналам связи.
На период проведения таможенного досмотра уполномоченное должностное лицо координирующего подразделения может принять решение о возвращении на таможенный пост ДТ с комплектом документов (при передаче в таможню оригиналов документов).
После завершения таможенного досмотра (осмотра) товаров уполномоченное должностное лицо таможенного поста направляет акт таможенного досмотра (осмотра) в соответствующее структурное подразделение таможни применительно к порядку, предусмотренному для передачи комплекта документов, и сообщает в соответствующее структурное подразделение таможни о завершении таможенного досмотра путем передачи телефонограммы либо с использованием иных оперативных каналов связи, либо при наличии технической возможности с использованием штатных программных средств.
13. Решения всеми подразделениями таможни, указанными в Направлении, принимаются с учетом сроков, установленных Кодексом для выпуска товаров. Начальник координирующего подразделения таможни и начальники структурных подразделений таможни, принимавших решения по Направлению, обеспечивают контроль за соблюдением данных сроков.
14. Если после принятия решения по Направлению структурным подразделением таможни проводилась дополнительная проверка в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, уполномоченное должностное лицо такого подразделения по завершении указанной проверки осуществляет запрос Направления и корректировку ранее принятого решения по Направлению.
Передача Направления с откорректированными решениями на таможенный пост осуществляется структурными подразделениями таможни в порядке, предусмотренном пунктом 10 настоящего порядка.
Специальное программное средство обеспечивает хранение всех версий принятых решений по Направлению, а также фиксацию даты и времени принятых решений в Направлении, заверенных электронной подписью.
15. Если в координирующее подразделение таможни направлялись оригиналы таможенной декларации и прилагаемых документов, их передача на таможенный пост производится одновременно с передачей Направления с обязательной записью о сдаче и приеме в описи документов, прилагаемых к ДТ, с указанием фамилии и инициалов уполномоченного должностного лица, даты и времени их приема и передачи.
Запись о сдаче и приеме оригиналов ДТ и комплекта документов к ней в описи документов, прилагаемых к ДТ, с указанием фамилии и инициалов уполномоченного должностного лица, даты и времени их приема и передачи также осуществляется при передаче соответствующих документов вместе с Направлением между координирующим подразделением и структурными подразделениями таможни.
16. После получения Направления с отметками о принятых решениях (а также ДТ и комплекта документов к ней, если передавались оригиналы документов) уполномоченное должностное лицо таможенного поста:
1) в случае декларирования товаров в письменной форме прикладывает Направление с решениями к первому экземпляру ДТ, который хранится в порядке, установленном ФТС России;
2) вносит в установленном порядке отметку о наличии направления в опись документов к ДТ.
17. В случае выявления при совершении таможенных операций рисков, индикаторы которых содержатся в целевых, целевых правоохранительных и неформализованных профилях рисков или профилях рисков, выявленных в момент регистрации активации функции выпуска электронной копии ДТ, либо установления дополнительных условий в соответствии с ранее выявленными профилями рисков на этапе принятия ДТ, которые предусматривают необходимость принятия решения структурными подразделениями таможни при проверке таможенной декларации (в том числе повторно по одной и той же ДТ), уполномоченное должностное лицо, выявившее необходимость формирования Направления, осуществляет действия в соответствии с пунктом 1 настоящего порядка.
Допускается составление нескольких Направлений по одной ДТ.
Дальнейшие действия осуществляются в порядке и в сроки, предусмотренные настоящим порядком.
II. Особенности применения мер по минимизации рисков с кодами "613", "614" и "616"
(проведение должностными лицами структурных подразделений ФТС России,
РТУ и таможен проверки до выпуска товаров)
18. Должностные лица структурных (в том числе координирующих) подразделений ФТС России, РТУ или таможен проводят проверку до выпуска товаров, если это следует из профиля риска в соответствии с мерами по минимизации рисков с кодами "613" (проведение проверки до выпуска товаров должностными лицами подразделения ФТС России), "614" (проведение проверки до выпуска товаров должностными лицами подразделения РТУ) и "616" (проведение проверки до выпуска товаров должностными лицами подразделения таможни), в целях проверки достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации или указанных в документах, представленных (сформированных) при совершении таможенных операций, а также контроля за действиями должностных лиц таможенных органов при применении мер по минимизации рисков.
19. Для проведения проверки до выпуска товаров составляется письменное уведомление таможенного поста в виде письма (служебной записки) о проведении должностными лицами подразделений ФТС России, РТУ и (или) таможен проверки до выпуска товаров (далее - предписание). Структура и состав сведений, указываемых в предписании, приведены в приложении N 21 к Временной инструкции.
20. Предписание регистрируется в координирующем подразделении в соответствии с установленным порядком ведения делопроизводства.
21. Предписание подписывает:
в ФТС России - начальник координирующего подразделения ФТС России (лицо, его замещающее);
в РТУ - начальник РТУ, первый заместитель начальника РТУ либо начальник службы организации таможенного контроля (лица, их замещающие);
в таможне - начальник таможни, первый заместитель начальника таможни либо начальник службы организации таможенного контроля (лица, их замещающие).
22. При проведении проверки до выпуска товаров должностные лица таможенных органов обеспечивают выполнение устных и письменных поручений должностных лиц, указанных в предписании, по порядку проведения мер по минимизации рисков, указанных в профиле риска, совместно с мерами по минимизации рисков с кодами "613", "614" или "616".
Должностные лица таможенного поста обеспечивают выполнение устных и письменных поручений должностных лиц, указанных в предписании, о необходимости применения мер по минимизации рисков, перечень которых приведен в приложении N 14 к Временной инструкции, с отметкой "Без ПР" (в дополнение к мерам по минимизации рисков, указанным в профиле риска).
Должностным лицам, указанным в предписании, по их поручению обеспечивается доступ к местам совершения таможенных операций с товарами, указанными в предписании, а также к транспортным средствам, документам и сведениям, имеющим отношение к указанным товарам.
23. Порядок оповещения должностных лиц структурных подразделений ФТС России, РТУ или таможни о выявлении риска, индикаторы которого содержатся в профиле риска, предусматривающем необходимость проведения проверки до выпуска товаров, определяется в профиле риска.
24. По результатам проверки до выпуска товаров должностное лицо структурного подразделения ФТС России, РТУ или таможни подготавливает отчет, представляемый должностному лицу ФТС России, РТУ или таможни, подписавшему предписание.
25. Проведение проверки до выпуска товаров должностными лицами структурного подразделения ФТС России, РТУ или таможни до выпуска товаров не исключает применения к товарам иных мер по минимизации рисков, содержащихся в профилях рисков.
III. Особенности применения меры по минимизации риска с кодом "623"
(выпуск товаров осуществляется по согласованию с начальником
таможенного поста)
26. При выявлении риска, индикаторы которого содержатся в профиле риска, предусматривающем необходимость применения меры по минимизации риска с кодом "623" (выпуск товаров осуществляется по согласованию с начальником таможенного поста), начальник таможенного поста после проведения документальной проверки таможенной декларации и применения всех мер по минимизации рисков, содержащихся в профиле риска, должен осуществить непосредственный (личный) контроль за полнотой, правильностью, своевременностью и достаточностью примененных уполномоченным должностным лицом таможенного поста мер по минимизации рисков и принять решение о согласовании выпуска товаров (отказе в выпуске товаров, отзыве таможенной декларации).
27. В ходе применения меры по минимизации риска с кодом "623" начальник таможенного поста согласовывает выпуск товаров (отказ в выпуске товаров или отзыв таможенной декларации) путем формирования резолюции в электронном виде с текстом "Выпуск товара (товаров) N ____ согласован", где под номером товара указывается тот товар, в отношении которого выявлен риск и применяется указанная мера по минимизации риска. При отказе в выпуске товаров формируется резолюция с текстом "Отказ в выпуске товара (товаров) N _____ согласован". При отзыве таможенной декларации формируется резолюция с текстом "Решение об отзыве таможенной декларации согласовано". Резолюции заверяются электронной подписью.
28. В случае отсутствия технической возможности согласования выпуска товаров начальником таможенного поста с использованием электронной подписи начальник таможенного поста обеспечивает распечатывание таможенной декларации (поданной в электронной форме) на листах бумаги формата А4, проставление и заверение отметок в соответствии с пунктом 27 настоящего порядка.
29. В случае отсутствия начальника таможенного поста применение меры по минимизации риска с кодом "623" может быть осуществлено лицом, замещающим его во время отсутствия на рабочем месте.
30. Право применения меры по минимизации риска с кодом "623" вместо начальника таможенного поста (лица, его замещающего) может быть представлено иным уполномоченным должностным лицами таможенного поста (в том числе лицом, непосредственно осуществляющим таможенные операции с товарами, проверку документов и сведений, а также принятие решения о выпуске товаров по соответствующей таможенной декларации).
Уполномоченные должностные лица таможенного поста, указанные в абзаце первом настоящего пункта, вправе применять меру по минимизации риска с кодом "623" в случаях, когда они занимают вышестоящую должность по отношению к должностному лицу, которое совершает таможенные операции в отношении товаров, по которым возникла необходимость применения данной меры.
Мера по минимизации риска с кодом "623" может быть применена уполномоченным должностным лицом, непосредственно осуществляющим таможенные операции в отношении товаров, только в период отсутствия должностного лица, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
IV. Особенности применения мер по минимизации рисков с кодами "109" или "110"
при выявлении уполномоченным должностным лицом таможенного поста,
совершающим таможенные операции и проводящим таможенный контроль,
информации о возможном правонарушении и (или) обоснованных
предположений или соответствующих выводов о том, что заявленные
сведения о перемещаемых товарах и транспортных средствах
международной перевозки являются недостоверными
31. Меры по минимизации рисков с кодами "109" (таможенный досмотр товаров) или "110" (таможенный досмотр транспортных средств международной перевозки) на основании соответствующего профиля риска применяются при:
1) выявлении уполномоченным должностным лицом таможенного поста, совершающим таможенные операции и проводящим таможенный контроль, информации о возможном правонарушении и (или) обоснованных предположений или соответствующих выводов о том, что заявленные сведения о перемещаемых товарах и транспортных средствах международной перевозки являются недостоверными;
2) поступлении информации о возможном правонарушении от иных органов государственной власти.
32. Решение о применении мер по минимизации рисков с кодами "109" или "110" (в соответствии с положениями настоящего раздела) могут принять начальник таможенного поста (лицо, его замещающее) или иные уполномоченные должностные лица таможенного поста.
33. Если должностное лицо таможенного поста, совершающее таможенные операции и проводящее таможенный контроль, считает необходимым применить меру по минимизации риска с кодом "109" или "110" на основании собственных обоснованных предположений о том, что заявленные сведения о товарах и транспортных средствах международной перевозки могут быть недостоверными, либо в случае поступления информации о возможном правонарушении, то оно подготавливает докладную записку на имя лица, уполномоченного принять решение о проведении таможенного досмотра в соответствии с пунктом 32 настоящего порядка.
В докладной записке указываются:
1) признаки недостоверности заявленных сведений о товарах и транспортных средствах международной перевозки, а также обоснование необходимости применения меры по минимизации риска с кодом "109" или "110" (если должностное лицо имеет собственные обоснованные предположения о том, что заявленные сведения о товарах и транспортных средствах международной перевозки могут быть недостоверными);
2) предложения по характеристикам таможенного досмотра (в соответствии с формой поручения на проведение таможенного досмотра).
34. Докладная записка регистрируется в соответствии с установленным порядком ведения делопроизводства.
35. Начальник таможенного поста (лицо, его замещающее) либо иное уполномоченное должностное лицо рассматривает зарегистрированную докладную записку и накладывает резолюцию о согласии либо отказе в применении меры по минимизации риска с кодом "109" или "110". Резолюция заверяется подписью с указанием даты и времени принятия решения.
36. Не допускается рассмотрение докладной записки в соответствии с пунктом 35 настоящего порядка должностным лицом, получившим информацию о возможном правонарушении и (или) имеющим обоснованные предположения или соответствующие выводы о том, что заявленные сведения о перемещаемых товарах и транспортных средствах международной перевозки являются недостоверными.
37. Докладная записка с резолюцией начальника таможенного поста (лица, его замещающего) либо иного уполномоченного должностного лица приобщается к комплекту документов, прилагаемому к таможенной декларации.
38. При наличии технической возможности вместо докладной записки, предусмотренной настоящим порядком, используется информационное сообщение, формируемое и передаваемое с использованием специального программного средства, в котором записи и решения заверяются электронной подписью.
В случаях, когда объектом контроля являются товары для личного пользования, перемещаемые физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза в сопровождаемом багаже, либо товары, пересылаемые в международных почтовых отправлениях, докладная записка, предусмотренная настоящим порядком, не составляется, решение о применении мер по минимизации рисков с кодами "109" или "110" принимается должностным лицом, совершающим таможенные операции и проводящим таможенный контроль, самостоятельно в соответствии с положениями приказов ФТС России от 29 июля 2011 г. N 1555 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения, регистрации, хранения, учета актов таможенного досмотра (осмотра) товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза физическими лицами для личного пользования в сопровождаемом багаже" и от 31 января 2013 г. N 179 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения, регистрации, хранения, учета актов таможенного досмотра (таможенного осмотра) товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях".
V. Особенности применения мер по минимизации рисков при наличии информации
от правоохранительных подразделений о возможном нарушении права
Евразийского экономического союза и законодательства
Российской Федерации
39. При наличии у правоохранительных подразделений таможенных органов информации о возможном нарушении права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации (далее - информация), а также при необходимости проверки данной информации посредством проведения таможенного досмотра и (или) таможенной экспертизы уполномоченное должностное лицо правоохранительного подразделения таможенного органа в установленном порядке организовывает подготовку, согласование и направление в таможенный орган указанной информации для применения меры по минимизации риска с кодом "109" (таможенный досмотр товаров), "110" (таможенный досмотр транспортных средств международной перевозки), 204 (отбор проб и образцов товаров), 601 (таможенная экспертиза товаров), 602 (таможенная экспертиза документов) и (или) 603 (таможенная экспертиза средств идентификации товаров) на основании соответствующего профиля риска.
40. Информация Главного управления по борьбе с контрабандой ФТС России или региональной оперативной таможни направляется письмом, а информация правоохранительного подразделения таможни направляется служебной запиской, согласованной с заместителем начальника таможни по правоохранительной деятельности.
Подготовленная информация по оперативным каналам связи (факсом или электронной почтой) направляется не позднее одного часа с момента регистрации на таможенный пост, в регионе деятельности которого будут применяться меры по минимизации риска с кодами "109" (таможенный досмотр товаров), "110" (таможенный досмотр транспортных средств международной перевозки), "204" (отбор проб и образцов товаров), "601" (таможенная экспертиза товаров), "602" (таможенная экспертиза документов) и (или) "603" (таможенная экспертиза средств идентификации товаров).
При необходимости указанная информация направляется в РТУ или таможню, в регионе деятельности которых будут применяться меры по минимизации рисков с кодами "109" (таможенный досмотр товаров), "110" (таможенный досмотр транспортных средств международной перевозки), "204" (отбор проб и образцов товаров), "601" (таможенная экспертиза товаров), "602" (таможенная экспертиза документов) и (или) "603" (таможенная экспертиза средств идентификации товаров).
В случае получения информации непосредственно РТУ либо таможней (в том числе оперативной таможней) начальник данного таможенного органа обеспечивает ее незамедлительное направление на таможенный пост, в котором подлежат применению меры по минимизации рисков.
41. Информация должна содержать сведения о(об):
1) предполагаемом нарушении;
2) таможенных органах, в которых подлежат применению меры по минимизации рисков;
3) таможенной операции, при которой необходимо применить меры по минимизации рисков;
4) товарах, транспортных средствах международной перевозки, реквизитах документов, участниках внешнеэкономической деятельности (при наличии этих сведений);
5) объекте таможенного контроля;
6) характеристиках таможенного досмотра (цель, объем и степень, необходимость применения ТСТК);
7) цель проведения таможенной экспертизы и вопросы, которые необходимо поставить перед экспертом (в случае необходимости применения мер по минимизации рисков с кодами "601" (таможенная экспертиза товаров), "602" (таможенная экспертиза документов) и (или) "603" (таможенная экспертиза средств идентификации товаров);
8) мерах по минимизации рисков, указанных в приложении N 14 к Временной инструкции, с пометкой "Без ПР", которые уполномоченные должностные лица таможенного поста должны применить в дополнение к мерам по минимизации рисков с кодами "109" (таможенный досмотр товаров), "110" (таможенный досмотр транспортных средств международной перевозки), "204" (отбор проб и образцов товаров), "601" (таможенная экспертиза товаров), "602" (таможенная экспертиза документов) и (или) "603" (таможенная экспертиза средств идентификации товаров), если их применение необходимо для выявления нарушений;
9) порядке и особенностях применения мер по минимизации рисков;
10) ориентировочных сроках применения мер по минимизации рисков;
11) сроке, способе доведения, форме и содержании информации о результатах применения мер по минимизации рисков (после их проведения), которая должна быть направлена таможенным постом правоохранительному подразделению, направившему информацию;
12) должностных лицах правоохранительных подразделений таможенных органов, уполномоченных на применение мер по минимизации рисков, а также их контактных данных.
42. В случае невозможности направления информации в установленные периоды рабочего времени подразделений таможенного поста, осуществляющих совершение таможенных операций, должностное лицо правоохранительного подразделения таможенного органа направляет информацию оперативному дежурному по оперативным каналам связи, которая регистрируется в установленном порядке. Оперативный дежурный обеспечивает незамедлительное доведение информации до начальника соответствующего таможенного органа, в регионе деятельности которого необходимо применение мер по минимизации рисков.
43. Начальник таможенного поста (лицо, его замещающее) либо иное уполномоченное должностное лицо при поступлении информации от правоохранительных подразделений таможенных органов незамедлительно определяет возможность применения соответствующих мер по минимизации рисков, а также уполномоченных должностных лиц таможенного поста.
В случае невозможности применения мер по минимизации рисков начальник таможенного поста (лицо, его замещающее) либо иное уполномоченное должностное лицо незамедлительно информирует правоохранительное подразделение, направившее информацию.
44. Начальник таможенного поста (лицо, его замещающее) либо иное уполномоченное должностное лицо при применении мер по минимизации рисков с кодами "109" (таможенный досмотр товаров), "110" (таможенный досмотр транспортных средств международной перевозки), "204" (отбор проб и образцов товаров), "601" (таможенная экспертиза товаров), "602" (таможенная экспертиза документов) и (или) "603" (таможенная экспертиза средств идентификации товаров) обеспечивает:
1) информирование должностных лиц правоохранительных подразделений таможенных органов, уполномоченных на применение мер по минимизации рисков с кодами "109" (таможенный досмотр товаров), "110" (таможенный досмотр транспортных средств международной перевозки), "204" (отбор проб и образцов товаров), "601" (таможенная экспертиза товаров), "602" (таможенная экспертиза документов) и (или) "603" (таможенная экспертиза средств идентификации товаров), о необходимости прибытия для присутствия при совершении таможенных операций, дате, времени и месте применения указанных мер по минимизации рисков (не позднее чем за 3 часа до момента предполагаемого начала применения мер по минимизации рисков);
2) проведение таможенного досмотра, осуществление отбора проб и образцов товаров, назначение таможенной экспертизы и при необходимости применение иных мер, которые должностное лицо таможенного поста может применить самостоятельно без указания в профиле риска, в присутствии сотрудников правоохранительных подразделений таможенных органов.
45. Начальник правоохранительного подразделения таможенного органа после получения из таможенных органов информации о готовности к применению мер по минимизации риска с кодами "109" (таможенный досмотр товаров), "110" (таможенный досмотр транспортных средств международной перевозки), "204" (отбор проб и образцов товаров), "601" (таможенная экспертиза товаров), "602" (таможенная экспертиза документов) и (или) "603" (таможенная экспертиза средств идентификации товаров) обеспечивает прибытие уполномоченных должностных лиц правоохранительных подразделений таможенных органов в течение трех часов.
Совершение таможенных операций с товарами, транспортными средствами или грузовыми отсеками, в которых размещены товары, а также применение мер по минимизации рисков с кодами "109" (таможенный досмотр товаров), "110" (таможенный досмотр транспортных средств международной перевозки), "204" (отбор проб и образцов товаров), "601" (таможенная экспертиза товаров), "602" (таможенная экспертиза документов) и (или) "603" (таможенная экспертиза средств идентификации товаров) по основаниям, предусмотренным иными профилями рисков, до момента прибытия уполномоченных должностных лиц правоохранительных подразделений таможенных органов согласовывается начальником таможенного поста (лицом, его замещающим) с уполномоченными должностными лицами правоохранительных подразделений.
46. В случае поступления на таможенный пост информации правоохранительного подразделения таможенного органа, не соответствующей требованиям к ее содержанию и процедуре ее направления, применение мер по минимизации рисков с кодами "109" (таможенный досмотр товаров), "110" (таможенный досмотр транспортных средств международной перевозки), "204" (отбор проб и образцов товаров), "601" (таможенная экспертиза товаров), "602" (таможенная экспертиза документов) и (или) "603" (таможенная экспертиза средств идентификации товаров) на основе такой информации не является обязательным.
Начальники таможенных органов обеспечивают незамедлительное информирование правоохранительных подразделений таможенного органа о необходимости приведения поступившей информации в соответствие требованиям настоящего раздела.
47. Правоохранительное подразделение таможенного органа, направившее информацию, в обязательном порядке информирует таможенный пост о возбуждении уголовных дел или дел об административных правонарушениях (с указанием дат возбуждения и номеров уголовных дел или дел об административных правонарушениях) по результатам применения мер по минимизации рисков с кодами "109" (таможенный досмотр товаров), "110" (таможенный досмотр транспортных средств международной перевозки), "204" (отбор проб и образцов товаров), "601" (таможенная экспертиза товаров), "602" (таможенная экспертиза документов) и (или) "603" (таможенная экспертиза средств идентификации товаров) для внесения сведений в Отчет в соответствии с разделом V Временной инструкции.
VI. Особенности применения мер по минимизации рисков в случае выявления
должностными лицами ФТС России, РТУ и таможен при выявлении в ходе
проведения инспекторской проверки деятельности таможенного органа
информации о возможном нарушении права Евразийского
экономического союза и законодательства
Российской Федерации
48. Информация о возможном нарушении права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации, выявленная при проведении должностными лицами ФТС России, РТУ или таможни инспекторской проверки деятельности таможенного органа, используется в качестве основания для применения мер по минимизации рисков согласно соответствующему профилю риска только в случае ее представления начальнику таможенного поста (лицу, его замещающему) либо иному уполномоченному должностному лицу в виде письменного поручения за подписью председателя комиссии ФТС России, РТУ или таможни (либо лица, им уполномоченного) (далее в настоящем разделе - поручение).
49. Поручение должно содержать следующие сведения:
1) реквизиты приказа о проведении инспекторской проверки;
2) таможенные органы, в которых подлежат применению меры по минимизации рисков;
3) таможенная операция, при которой необходимо применить меры по минимизации рисков;
4) товары, транспортные средства международной перевозки, реквизиты документов, участники внешнеэкономической деятельности (при наличии этих сведений);
5) объект таможенного досмотра;
6) характеристики таможенного досмотра (цель, объем и степень, необходимость применения ТСТК);
7) иные меры по минимизации рисков, указанные в соответствующем профиле риска;
8) меры по минимизации рисков, указанные в приложении N 14 к Временной инструкции, с пометкой "Без ПР", которые уполномоченные должностные лица таможенного поста должны применить в дополнение к мерам по минимизации рисков, указанным в соответствующем профиле риска;
9) порядок и особенности применения мер по минимизации рисков;
10) ориентировочные сроки применения мер по минимизации рисков;
11) срок, способ доведения, форма и содержание информации о результатах применения мер по минимизации рисков (после их проведения), которая должна быть направлена таможенным постом председателю комиссии по проведению инспекторской проверки;
12) список должностных лиц из состава комиссии по проведению инспекторской проверки, которые должны принять участие (либо присутствовать) при применении мер по минимизации рисков, а также их контактные данные.
50. Начальник таможенного поста (лицо, его замещающее) либо иное уполномоченное должностное лицо незамедлительно с момента поступления поручения организовывает проведение мер по минимизации рисков в порядке, установленном ФТС России, и в соответствии со сведениями, указанными в поручении.
VII. Особенности применения меры по минимизации риска с кодом "109"
в случае выявления необходимости ее применения на основе
использования случайной выборки
51. Случайная выборка товаров для применения меры по минимизации риска с кодом "109" (таможенный досмотр товаров) (далее в настоящем разделе - случайная выборка) применяется при технологической операции с кодом "05" на основании соответствующего профиля риска.
52. Для целей применения случайной выборки используется специальное программное средство.
53. Параметрами случайной выборки является соотношение количества применяемых мер по минимизации рисков с кодом "109" на основании указания, формируемого специальным программным средством случайной выборки, к общему количеству партий декларируемых товаров.
54. Случайная выборка применяется в отношении любых товаров, перемещаемых любыми лицами любыми видами транспорта (за исключением линий электропередач и трубопроводного транспорта), независимо от того, применялась ли мера по минимизации риска с кодом "109" в отношении товаров ранее, в том числе при иных и предшествующих технологических операциях (таможенных процедурах).
Если ранее при иных и предшествующих технологических операциях (таможенных процедурах) применялась мера по минимизации риска с кодом "109", то в случае выявления повторной необходимости применения данной меры на основании указания, формируемого специальным программным средством случайной выборки, в ее применении должны участвовать должностные лица таможенного органа, не участвовавшие в применении данной меры в первом случае.
Круг лиц, участвующих в применении меры по минимизации риска с кодом "109", определяет начальник таможенного поста.
55. Специальное программное средство запускает механизм случайной выборки в момент времени, указанный в соответствующем профиле риска.
Механизм случайной выборки запускается однократно в отношении одной ДТ.
56. Специальное программное средство автоматически инициирует заполнение Отчета.
57. В результате применения случайной выборки специальное программное средство информирует должностное лицо таможенного поста о необходимости применения меры по минимизации риска с кодом "109" либо формирует в Отчете сведения о неприменении указанной меры.
58. Поручение на проведение таможенного досмотра товаров составляется на основе характеристик таможенного досмотра, указанных в информационном сообщении о необходимости применения меры по минимизации риска с кодом "109" в соответствии с профилем риска.
При применении меры по минимизации риска с кодом "109" также должны быть учтены примечания к указанию о таможенном досмотре, формируемому специальным программным средством, обеспечивающим применение случайной выборки.
VIII. Особенности применения меры по минимизации риска с кодом "633"
(таможенный осмотр товаров, транспортных средств международной
перевозки и контейнеров с использованием ИДК) в случае
выявления необходимости ее применения на основе
использования случайной выборки
59. Случайная выборка товаров и транспортных средств международной перевозки для применения меры по минимизации риска с кодом "633" (таможенный осмотр товаров, транспортных средств международной перевозки и контейнеров с использованием ИДК) (далее в настоящем разделе - случайная выборка) применяется при технологической операции с кодом "01" на основании соответствующего профиля риска.
60. Для целей применения случайной выборки используется специальное программное средство.
61. Параметрами случайной выборки является соотношение количества применяемых мер по минимизации риска с кодом "633" на основании указания, формируемого специальным программным средством случайной выборки, к общему количеству партий товаров и транспортных средств международной перевозки, в отношении которых зарегистрированы сообщения о прибытии.
62. Специальное программное средство запускает механизм случайной выборки в момент регистрации прибытия товаров и транспортных средств международной перевозки на таможенную территорию Евразийского экономического союза. Механизм случайной выборки запускается однократно в отношении одного сообщения о прибытии.
63. Специальное программное средство автоматически инициирует заполнение электронного Отчета.
64. В результате применения случайной выборки либо производятся дальнейшие действия в рамках таможенной процедуры (прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию Евразийского экономического союза) и формирует в Отчете сведения о неприменении меры, либо программное средство информирует должностное лицо таможенного поста о необходимости применения меры по минимизации риска с кодом "633".
65. Применение меры по минимизации риска с кодом "633" является обязательным при наличии указания, сформированного специальным программным средством по результатам применения случайной выборки, за исключением следующих случаев, предусмотренных пунктом 13 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при таможенном контроле товаров и транспортных средств с использованием инспекционно-досмотровых комплексов, утвержденной приказом ФТС России от 9 декабря 2010 г. N 2354 (с изменениями, внесенными приказами ФТС России от 10 января 2012 г. N 5, от 15 ноября 2013 г. N 2162, от 31 декабря 2013 г. N 2492, от 5 сентября 2014 г. N 1727 и от 5 марта 2015 г. N 378).
66. При применении меры по минимизации риска с кодом "633" должны быть учтены примечания к мере в профиле риска, формируемом специальным программным средством, обеспечивающим применение случайной выборки.
IX. Особенности применения мер по минимизации рисков в случае необходимости
их применения должностными лицами таможенных органов, отличных
от таможенных органов, выявивших риск
67. В случае выявления рисков, индикаторы которых содержатся в профилях рисков, утвержденных с учетом особенностей, приведенных в пунктах 27 Временной инструкции, информация о необходимости применения мер по минимизации рисков (далее в настоящем разделе - поручение) доводится таможенным постом, выявившим риск (далее в настоящем разделе - внутренний таможенный пост), до таможенных постов, в регионе деятельности которых осуществляется прибытие, убытие, хранение (в том числе временное хранение), таможенный транзит, погрузка, разгрузка, перегрузка товаров, декларируемых внутреннему таможенному посту (далее в настоящем разделе - внешний таможенный пост).
68. Поручение от внутреннего таможенного поста доводится до внешних таможенных постов письмами в установленном порядке ведения делопроизводства с использованием оперативных каналов связи, обеспечивающих контроль ее получения, либо при наличии технической возможности с использованием специальных программных средств.
Поручение должно содержать сведения о (об):
номерах профилей рисков, содержащих меры по минимизации рисков, которые должны быть применены внешним таможенным постом, в соответствии с выявленным риском;
таможенных органах, в которых подлежат применению меры по минимизации рисков;
таможенной операции, при которой необходимо применить меры по минимизации рисков;
товарах, транспортных средствах международной перевозки, реквизитах документов, участниках внешнеэкономической деятельности (при наличии информации);
перечне мер по минимизации рисков и примечаниях к ним (порядке применения мер), подлежащих применению во внешних таможенных постах;
характеристиках таможенного досмотра (цель, объем и степень, необходимость применения ТСТК) (в случае необходимости);
ориентировочных сроках применения мер по минимизации рисков;
сроке, способе доведения, форме и содержании информации о результатах применения мер по минимизации рисков (после их проведения), которая должна быть направлена внешним таможенным постом на внутренний таможенный пост;
контактных данных уполномоченного должностного лица внутреннего таможенного поста.
69. Поручение подлежит обязательному исполнению внешними таможенными постами, за исключением случаев несоблюдения требований пункта 71 настоящего порядка в части обязательного состава сведений поручения и порядка его доведения.
70. В случае принятия решения о неисполнении поручения (исполнении поручения не в полном объеме) в связи с несоответствием состава сведений поручения и порядка его доведения требованиям пункта 71 настоящего порядка либо отсутствием достаточных условий (например, оснащенности) для применения отдельных мер по минимизации рисков в объеме и степени, изложенных в поручении, начальник внешнего таможенного поста незамедлительно информирует о данном факте внутренний таможенный пост с указанием соответствующих причин, послуживших основанием для принятия такого решения, в установленном порядке ведения делопроизводства с использованием оперативных каналов связи либо при наличии технической возможности с использованием специальных программных средств.
71. Начальники внешних таможенных постов обеспечивают контроль за соблюдением порядка и сроков применения мер по минимизации рисков в соответствии с поручениями внутренних таможенных постов.
72. Начальники РТУ и ТНП обеспечивают информирование (при необходимости) Управления рисков и оперативного контроля ФТС России о фактах необоснованного неисполнения поручений внешними таможенными органами.
Информация взята https://www.alta.ru/